Этторе Соттсасс. Бунтарь и поэт
Vitra Schaudepot отдает дань уважения выдающемуся итальянскому дизайнеру
Самыми известными работами Соттсасса являются его проекты мебели для группы Memphis, который произвел фурор и открыл постмодернистскую эстетику 1980-х годов. Пронзительные цвета, узоры и формы объектов Мемфиса были вдохновлены мотивами повседневной жизни, поп-культуры и неевропейских цивилизаций, с которыми Соттсасс столкнулся во время своих обширных путешествий, начиная с 1960-х годов. В результате появились такие знаковые объекты, как книжный шкаф Carlton (1981 г.), лампы Ashoka (1981 г.) и Tahiti (1981 г.) и > Татарский стол (1985 г.) — выразительные объекты, которые стремились общаться со зрителем и освободиться от функционалистского подхода к дизайну.
Тем не менее ранние признаки новаторской эстетики Мемфиса уже были видны в работах Соттсасса предыдущих десятилетий, начиная с конца 1950-х годов. В качестве арт-директора производителя мебели Poltronova (1958–1974) Соттсасс разработал фирменный стиль в дизайне мебели, сочетая яркие цвета и характерные структуры. За многие десятилетия работы на производителя оргтехники Olivetti (начиная с 1957 г.) он создал легендарные объекты, такие как пишущая машинка Valentine (1969 г.), которая стала символом поп-дизайна. Соттсасс продолжил свой карьерный путь в 1970-х, взяв на себя различные роли — как участник выставки Музея современного искусства «Италия: новый домашний пейзаж» (1972), как центральная фигура дизайнерской инициативы Global Tools (1973). -1975), или как член дизайнерского коллектива Alchimia (1976-1980). Во всех этих мероприятиях Соттсасс настойчиво бросал вызов устоявшимся вкусам среднего класса, противопоставляя его своим поэтическим, неортодоксальным объектам. "/>Выставка иллюстрирует это развитие ключевыми работами из более ранних периодов: например, диван Califfo (1964 г.), шкафы для хранения Kubirolo (1966-67), и предметы из серии мебели Mobili Grigi (1970 г.) для Poltronova – или с редкими предметами, такими как ковер-самолет кресло Таппето Воланте (1974 г.), проявление, казалось бы, невесомой связи, которую Соттсасс выковал между поп-культурой и духовностью эпохи хиппи. Другие объекты, такие как Seggiolina da Pranzo (1979-80) для Alchimia и множество впечатляющих рисунков в Мемфисе, демонстрируют, как Соттсасс наконец пришел к личному и уникальный стиль.
Выставку дополняют выдержки из обширного массива поэтических и литературных текстов, написанных Соттсассом, а также фотографии из серии Metafore (1972-1979), которые ясно показывают поиск Соттсассом содержательных ответов на фундаментальные вопросы дизайна. Они показывают, что его интерес к духовности и архаическим культурам был непосредственным источником творческого вдохновения для его проектов Alchimia, Memphis и даже Olivetti, производителя промышленных товаров. Именно это в конечном итоге выделяет Соттсасса в истории дизайна двадцатого века: как бунтаря и поэта, чье наследие продолжает обогащать нашу повседневную жизнь.