-
Немного истории
-
Плюсы и минусы
-
Разновидности изделий
-
Варианты дизайна
-
Обзор производителей
-
Как выбрать?
-
Особенности ухода
Китайский фарфор – это один из наиболее популярных материалов, из которого изготавливают большое количество посуды и других изделий. В данном материале мы рассмотрим историю возникновения фарфора и познакомимся с его основными характеристиками.
Немного истории
Китайский фарфор – это материал, который имеет довольно длительную, но в то же время интересную историю возникновения и развития. Согласно исследовательским данным первые упоминания о китайском фарфоре датируются вторым тысячелетием до нашей эры. Однако в современном своем понимании материал появился гораздо позже, ведь он постепенно совершенствовался с развитием технологий. В VI-VII веках нашей эры китайские ученые стали заниматься производством качественного фарфора, который обладал большим количеством положительных и ценных характеристик: он был абсолютного белого цвета и очень тонким.
Основные трудности в его производстве были связаны с тем, что довольно сложно было найти подходящий сырьевой материал.
Китайцы пробовали использовать нефрит, глину, дерево и другие материалы, но ни один из этих вариантов не подошел. Со временем подходящее исходное сырье было найдено. Прародитель современного фарфора был изготовлен из необычной горной породы, которая представляла собой сплав слюды и кварца. Данный материал добывали на территории провинции Цзянси. Здесь же и появились первые старинные мастерские по изготовлению фарфора.
Интересным с исторической точки зрения является факт обнаружения древних осколков материала в ходе археологических раскопок. Благодаря необычной находке ученые сделали вывод о том, что материал использовался еще в период правления династии Тан.
После того как Китай наладил свои торговые отношения с другими странами, фарфор и его разнообразные разновидности (например, лепной фарфор) начали распространяться по всему земному шару. Материал быстро привлек внимание мировой общественности и завоевал любовь многих потребителей.
Плюсы и минусы
Китайский фарфор, как и любой другой материал, существующий в природе, не является идеальным. Разумеется, он обладает большим количеством положительных характеристик, благодаря которым он получил широкую распространенность и любовь потребителя. Но, помимо этого, фарфор обладает и негативными характеристиками.
Если говорить о преимуществах материала, то в первую очередь следует выделить его прочность и надежность. Все дело в том, что исходным сырьем для изготовления фарфора выступает смесь из глины, каолина, кварца и полевого шпата. Она обжигается при высокой температуре. В результате таких процессов получается прочный материал, который способен выдерживать целый перечень негативных внешних влияний.
Еще одна положительная характеристика материала – это его безопасность с точки зрения экологии. Изделия без опаски можно использовать в любых целях.
Эстетически привлекательный внешний вид – это то свойство, из-за которого посуде из данного материала отдает предпочтение большое количество домохозяек.
Однако, помимо перечисленного перечня положительных характеристик, материал из Китая обладает рядом недостатков. Среди минусов чаще всего выделяют высокую стоимость изделий, из-за которой фарфоровую посуду, а также другие предметы интерьера не могут позволить себе приобрести представители низших социальных слоев. Кроме этого, материал очень чувствителен к разного рода механическим нагрузкам и может с легкостью сломаться. В связи с такой характеристикой, он требует дополнительного ухода.
Разновидности изделий
Как известно, фарфор – это довольно популярный материал, из которого изготавливают большое количество изделий для самых разных целей, например, тарелки, наборы посуды, вазы и т. д. Если же обращаться к исторической справке, то важно знать, что первыми предметами, которые были изготовлены из данного материала, стали кувшины. Их поверхность была тщательно отполирована, а сами по себе они имели вытянутую форму. Кроме того, фарфор использовали для изготовления ваз (или селадон, как их называли в древнем мире), которые выполняли декоративную функцию.
Такие сосуды могли быть разной расцветки, причем наиболее популярными вариантами считались зеленые и голубые тона.
На сегодняшний день эти вещи считаются не только предметами быта, но и настоящими произведениями искусства. За ними охотятся многие коллекционеры, а также они выставляются во многих музеях по всему миру.
В период правления династии Тан, а затем и династии Мин широкое распространение начали получать изделия из фарфора, которые имели на своей поверхности различные тиснения: рисунки и узоры. На массовый поток было поставлено изготовление сосудов, которые расписывались с использованием 3-х цветов. Они покрывались глазурью и росписью. Именно такой фарфор, который изготавливался на промышленном уровне, впервые попал в Европу.
Помимо бытовой утвари, из фарфора изготавливали ювелирные украшения. Женщины нанизывали цветные кусочки фарфора на цепочки и использовали такие украшения как бусы и ожерелья.
Наиболее же классическим вариантом применения фарфора, который пользуется популярностью и сегодня, считается изготовление из данного материала разнообразной посуды. В настоящее время такое производство развивается в довольно больших масштабах. Однако подобное явление имело место и в древние времена. Так, по заказу императора в древнем Китае производилось более 30 000 блюд, 16 000 тарелок и 18 000 кружек в год.
Варианты дизайна
На сегодняшний день существует практически бессчетное количество вариантов дизайна фарфоровых изделий. Посуда из данного материала может иметь рельефное и лепное оформление, быть однотонной, расписанной красками и т. д.
Если говорить о рельефном способе декорирования, то важно отметить, что такой дизайн наносят на стенки посуды посредством гравировки или перфорации. Элементы могут быть вытеснены сразу на посуде либо же изготовлены отдельно, а затем приклеены к основному предмету. Что касается нанесения росписи (рисунков, орнаментов, узоров и т. д.), то существует 2 варианта ее осуществления: под глазурь или сверху на нее.
Традиционно для росписи фарфоровой посуды используют эмалевые краски.
В целом сегодня на рынке можно найти фарфоровую посуду на любой вкус и цвет. Популярностью пользуются чисто-белые комплекты, варианты оформления с бронзой или серебром, а также предметы с художественной лепниной.
Обзор производителей
На сегодняшний день производством традиционного китайского фарфора занимается множество компаний по всему миру. Кроме брендов Китая, секретами уникального материала владеют и многие европейские торговые марки. Среди наиболее востребованных и популярных компаний, которые зарекомендовали себя исключительно с положительной стороны, можно выделить несколько.
- Hebei Grinding Wheel Factory. Китайский бренд славится широким ассортиментом и непревзойденным качеством предлагаемой продукции. Под данной торговой маркой выпускаются не только посуда и предметы сервировки из высококачественного фарфора, но и оригинальные декоративные элементы для украшения интерьера (статуэтки, вазы, подсвечники и т. д.).
- Royal Classics. Еще одна популярная торговая марка из Китая. В ассортиментную линейку бренда входят сервизы и отдельные предметы посуды, кувшины, графины и вазы, конфетницы и фруктовницы, чайники и емкости под специи, а также сувенирные изделия. Вся продукция отличается безукоризненным качеством, широкой цветовой гаммой. В оформлении используются как традиционные восточные мотивы, так и более современные элементы декора.
- Colombo. Самым искушенным ценителям китайского фарфора наверняка придется по душе продукция этой торговой марки. Роскошные чайные сервизы, наборы тарелок и салатников, сервировочные блюда, конфетницы, менажницы, подставки под салфетки и другие изделия выполнены в легких пастельных тонах. Росписи и декору торговая марка Colombo уделяет особое внимание. Краски наносятся на необработанную посуду, а после обжига рисунки и орнаменты приобретают окончательную интенсивность оттенков и четкость линий.
- Nuova R2S – итальянский бренд, чьи производственные мощности расположены в Китае. Основной концептуальной идеей компании является выпуск изделий в едином дизайнерском решении. Это позволяет без труда оформить интерьер посудой, сувенирными предметами и другими элементами декора в одном стиле. Для производства своей продукции компания использует фарфор только самого высокого качества. Отдельного упоминания заслуживает оригинальная подарочная упаковка изделий бренда.
Самые восторженные отзывы покупатели оставляют о роскошных чайных парах этой торговой марки. Они выполнены в легких, нежных тонах и оформлены восхитительным цветочным орнаментом изнутри. Такая чайная пара, несомненно, станет прекрасным подарком по любому поводу.
Как выбрать?
Для того чтобы выбрать настоящий элитный фарфор и не приобрести подделку, следует руководствоваться несколькими простыми правилами.
- Попробуйте постучать по краю фарфорового изделия деревянным предметом: вы должны услышать звонкий и мелодичный звук.
- Обратите особое внимание на цвет фарфора. Он может быть чисто-белым или молочным. Любые оттенки серого свидетельствуют о том, что изделие изготовлено из некачественного сырья.
- На свету фарфор должен просвечивать, так как сам по себе материал является довольно тонким.
- Поверхность качественного фарфора обязательно должна быть гладкой, без каких-либо неровностей. Сколы, царапины и другие недостатки считаются браком.
- Присмотритесь к тому, как стоит предмет из фарфора на поверхности: его дно должно прилегать довольно плотно.
Особенности ухода
Существует несколько правил эксплуатации фарфоровых изделий, которые помогут вам сохранить их внешний вид и продлить срок службы.
- Когда моете фарфоровую посуду, внимательно следите за температурой воды. Она должна быть теплой, а не горячей.
- В качестве моющего средства можно использовать только детское мыло. Категорически запрещено применять любые химические составы.
- После мытья обязательно вытирайте фарфоровое изделие насухо.
- Для мытья нельзя использовать посудомоечную машину. Подойдет только ручной способ.
- Фарфоровую посуду храните в сухом месте.
Еще больше о китайском фарфоре расскажет следующее видео.